ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Устройство и ремонт насосов СМ


Насосы типов СМ и агрегаты электронасосные на их основе, предназначенны для перекачивания городских и производственных сточных масс и других неагрессивных жидкостей плотностью до 1050 кг/м3 с рН=6 - 8,5, с температурой до 353К (80°С) и с содержанием абразивных частиц размером до 5 мм. не более 1% по массе.

Предельная концентрация перекачиваемой массы 2%. Предельное содержание газа в перекачиваемой среде 5%.

Насосы могут применяться и в других производствах, если по своим параметрам и исполнению они удовлетворяют условиям эксплуатации и безопасности на этих производствах.

Агрегаты относятся к изделиям вида 1 (восстанавливаемые) по ГОСТ 27.003-90 и выпускаются в климатическом исполнении УХЛ для категории размещения 3.1 и климатическом исполнении Т категории размещения 2 по ГОСТ 151506-69.

Насосы типа СМ и агрегаты электронасосные (в дальнейшем агрегаты) на их основе не предназначены для установки во взрывоопасных и пожароопасных помещениях.

Устройство и работа насосов СМ 200, 250

Насосы типа СМ – центробежные, горизонтальные, консольные, с сальниковым уплотнением вала.

Корпус агрегата представляет чугунную отливку, в которой выполнены:

- Вход в насос и выходной патрубок, спирально-кольцевой отвод и опорные лапы.

- Вход в насос расположен по оси вращения, выходной патрубок направлен вертикально вверх и расположен в одной плоскости с осью вращения колеса.

К корпусу агрегата крепится фланец кронштейна. Кронштейн соединен с корпусом уплотнения винтами.

Гидравлический затвор и охлаждение сальникового уплотнения обеспечивается посредством подвода чистой воды в зону уплотнения, с давлением не менее, чем на 0,1 – 0,15 МПа (1 – 1,5 кгс/см2) превышающем давление на входе.

Рабочее колесо-центробежное, одностороннего входа, закрытого типа. Рабочее колесо разгружено от осевых сил радиальными лопатками на несущем диске колеса (импеллером).

Ротор насоса СМ 200 приводится во вращение электродвигателем через соединительную втулочно-пальцевую муфту. Опорами ротора служат два радиально – упорных подшипника, установленных в кронштейне. Подшипники смазываются консистентной смазкой Литол 24 ГОСТ21150-87.

Направление вращения ротора левое (против часовой стрелки), если смотреть со стороны всасывающего патрубка.

В нижней части корпуса агрегата имеется отверстие, закрытое пробкой для слива остатков жидкости при остановке насоса на длительный срок. В кронштейне имеется отверстие, предназначенное для отвода утечек жидкости через сальниковое уплотнение.

В напорном патрубке имеется отверстие для выпуска воздуха при заполнении насоса и используемое затем (при необходимости) для присоединения манометра. Присоединительные размеры фланцев – по ГОСТ12815-80, тип I.



Рис.3. Насос СМ 200, 250 в разрезе

Ремонт насоса СМ 250

При разборке насоса (рис. 3) следить за состоянием посадочных и уплотнительных поверхностей и оберегать их от забоин, царапин и других повреждений.

При замене деталей запчастями проверять строгое соответствие заменяемой и новой детали по посадочным поверхностям и местам сопряжений.

Для профилактических осмотров и ремонтов (очистке проточной части агрегата, замене сальниковой набивки) проводятся частичные разборки насоса (рис.3).

Порядок частичной разборки насоса СМ 250

Для чистки проточной части:

- отвернуть гайки 7 и шпильки 8, крепящие переходной патрубок 2 к корпусу насоса 1;

- снять переходной патрубок 2 и произвести очистку проточной части насоса;

- чистку проточной части можно произвести и сняв крышку на переходном патрубке;

- собрать насос в обратном порядке.

Для замены сальниковой набивки:

- отвернуть гайки и отодвинуть крышку сальника 4;

- извлечь сальниковую набивку 11;

- заменить набивку; при этом кольца набивки тщательно пригнать по валу, концы соединить замками с косым срезом, следя за тем, чтобы замки каждого кольца располагались на 180°по отношению друг к другу;

- сборку произвести в порядке, обратном разборке.

Порядок полной разборки насоса СМ 200

Для замены вышедших из строя рабочего колеса, кольца уплотняющего, сальниковой набивки, защитной втулки, подшипников, необходимо разобрать агрегат в следующей последовательности:

- отсоединить трубопровод подачи затворной жидкости к сальниковому уплотнению;

- снять защитный кожух муфты;

- снять электродвигатель с полумуфтой;

- снять полумуфту агрегата;

- отвернуть гайки 9, и шпильки10 крепящие фланец кронштейна 3 к корпусу 1;

- отсоединить отжимными винтами кронштейн 3 с корпусом уплотнения 12 от корпуса 1;

- ослабить затяжку крышки сальника 4 отвернув гайки, крепящие крышку сальника к корпусу уплотнения;

- отвернуть и снять обтекатель 6, крепящее колесо рабочее 5 к валу 13;

- снять колесо рабочее;

- отвернуть винты, крепящие корпус уплотнения 12 к кронштейну 3;

- отсоединить корпус уплотнения 12 вместе с крышкой сальника 4 от кронштейна;

- снять крышку сальника, вынуть набивку и кольцо сальника;

- снять отбойное кольцо;

- снять крышки подшипников;

- вынуть вал 13 с подшипниками из кронштейна;

- снять защитную втулку;

- выпрессовать подшипники.

Сборку насоса произвести в порядке, обратном разборке.